Текстовый обзор игры The Last of Us (PlayStation 3)

167
Обзоры
JACE

Игра The Last of Us 2013 года с мрачным анонсом уже говорила о том, что это будет нечто невероятное. Хотя точного определения жанра для нее нет, она движется в той размытой линейке игр на выживание, в которой смешаны Survival Horror и стелс. По ощущениям, она скорее определяется тем, что заставляет любого геймера постоянно находиться на пределе своих возможностей, поддерживая постоянное напряжение.

The Last of Us создана с большим вниманием к деталям, предлагает углубленный игровой процесс и тактическое планирование. Возможно, в самом начале она не вызовет особого эффекта, но по мере продвижения она запомнится надолго и оставит незабываемые впечатления. Если сравнивать ее с серией игр Uncharted, той же компании-разработчика, то можно увидеть разницу как в игровой динамике, так и в главных героях. Например, Дрейк относится к происходящему с юмором, и невероятно силен, словно супергерой из комикса. А вот Джоэл серьезен и осознает отсутствие своего физического превосходства, больше используя свой интеллект и навыки бойца. Так что несмотря на линейную схожесть, само настроение располагает к совершенно другим переживаниям и эмоциям.

По сюжету, Джоэл, мужчина лет пятидесяти, и Элли, 14-летняя девочка, должны отправиться в путешествие по «постпандемическим» Соединенным Штатам, где преобладает закон джунглей. Есть лишь несколько городов, превращенных в крепости (называемые карантинными зонами) под строгим контролем FEDRA (Федеральное агентство по урегулированию стихийных бедствий). Жизнь там далека от того, что было до эпидемии, но, даже несмотря на ограничения и сформировавшиеся банды, контролирующие районы и запасы, в их стенах есть то, что мы могли бы назвать цивилизацией. Покинуть эту защиту означает столкнуться с настоящим хаосом, с которым будет бороться пара главных героев.

Можно лишь предположить, чем вдохновлялись Naughty Dog, когда придумывала эту игру. Но эта история далеко не нова, и уже была подробно описана во множестве книг, кино и других видеоиграх. Взяв за основу реальный гриб Cordyceps, который поражает насекомых и начинает ими управлять, и перенести ее в мир людей, представив ситуацию: а что было бы, если…?

Но существование гриба не является залогом сюжетного успеха игры. Вместо этого также бы могли использовать ядерную войну в стиле Fallout или какой-нибудь природный катаклизм. Тут, скорее, важны взаимоотношения героев, их эволюция и экстремальный опыт. Если бы Naughty Dog это не удалось, то мы столкнулись бы с очередной историей (неплохой) про зомби. Пожалуй, именно это отличает The Last of Us от других видеоигр этого жанра.

С первой минуты игры и до самой последней секунды финала, можно отметить, что эта игра:

  • одна из тех, что внесла существенный вклад в создание видеоигр;
  • с хорошо написанными и исполненными диалогами;
  • одна из первых, где был применен инновационный подход Full Performance Capture для передачи эмоций и движения персонажам, с помощью живых актеров, что сыграло очень важную роль;
  • имеет изменчивость настроения, особенно это заметно со второй половины игры, когда начинают поступать сложные решения и история переходит от сосредоточения на общем мире к вниманию на персонажах.

Одна из сильных сторон The Last of Us — это ощущение целостности мира и масштабности течения времени, которые она нам представляет. За 15-20 часов игры путешествие очень «плотное», и ты постоянно находишься в напряжении, чувствуешь усталость и опасность. Например, есть такие цели, как добраться до определенного здания или сооружения, видимого на расстоянии, и чтобы дойти до него, вам нужно пересечь часть города. Масштабы, судя по всему, реальные и нам понадобится несколько часов, чтобы оказаться в нужной локации после множества стычек.

Что касается исследования, то странно, что Naughty Dog бросила вызов некоторым типичным традициям видеоигр. Здесь огромное количество созданных до мельчайших деталей мест, в которых нет ничего актуального: ни врагов, ни полезных предметов. Есть открывающиеся ящики и шкафы, в большинстве случаев пустые, что также дает представление о правдоподобном мире, в котором не все устроено предсказуемым образом. Могла ли компания выбрать мир из уже заготовленных мест с типичными намеками и подсказками? Конечно, но тогда потерялось бы впечатление заброшенного мира, в котором была жизнь. Для команды разработчиков это титаническая работа, почти пустая трата времени, но которая имеет свое вознаграждение: беспрецедентный сеттинг.

The Last of Us не содержит сложных головоломок, скорее речь идет о поиске лестниц, досок или столов, чтобы добраться до определенного места. Хотя для открытия сейфа, где спрятан предмет коллекционирования или еще какой сюрприз, необходимо побегать и поискать ключ или код. Кроме этого игра чередует напряженные этапы со спокойными, тем самым отвлекая от атмосферы уныния и отчаяния.

Скрытность — вот без чего не обойтись в «Одних из нас». Это не обязательно, но настоятельно рекомендуется, учитывая, что количество боеприпасов ограничено, особенно, если вы играете на высоком уровне сложности. Даже если предположить, что вы идеальны в любом шутере, выстрелы в голову все равно очень сложны (потому что без прокачки у оружия высокие колебания при прицеливании), а это означает, что на каждого врага приходится как минимум пара выстрелов. Если на территории имеется сразу несколько противников, то мы можем исчерпать весь свой арсенал и остаться с «голыми руками».

Благо, игра предоставляет гибкие возможности боя, позволяя миксовать оружие и подручные средства, поэтому управление ресурсами одна из важнейших деталей игры. Особенно, когда не знаешь, что тебя ждет на другой локации, необходимо заранее продумывать свою стратегию на несколько шагов вперед, по возможности сохраняя по максимуму весь арсенал оружия и успевать вовремя восполнять утраченное.

Противников в игре не так уж и много, но каждый из них обладает разными стратегиями атаки и интеллектом. 

  • Солдаты - это люди, хорошо защищенные бронежилетами и оружием дальнего действия, например, винтовками. Они больше всего похожи на тип врагов, которых мы встречаем в играх от третьего лица. С ними лучшая тактика — отвлечение, использовать укрытие не столько для стрельбы, сколько для обхода и поиска других маршрутов или добивания одного за другим, ломая шеи.

Урок, который мы усваиваем по ходу прохождения The Last of Us, заключается в том, что не обязательно убивать всех врагов. Требование преодолеть зону возникает редко, и во многих случаях остаться незамеченным - лучшее решение: минимальный риск для здоровья или затрат ресурсов.

  • Есть еще один тип врагов, гораздо более многочисленный, чем предыдущий, - это мародеры. Их вооружение более элементарное, чем у солдат, хотя оно и улучшается по мере прохождения игры, поэтому они используют пистолеты малого калибра или тупое оружие. От него урон меньше, и для того чтобы вас убить потребуется попасть в вас несколько раз.

Как и военные, они знают о тактике слежения, и, хотя заставить их потерять наш след относительно легко, они немедленно начинают патрулировать местность. Если вы сидите и ждете чего-то на одном месте, то скорее всего вас в итоге найдут. Их искусственный интеллект хорошо развит по сравнению с подобными играми в жанре экшн: когда они находят трупы своих товарищей - становятся настороженными; они общаются; отдают приказы; умеют незаметно нападать сзади. Но вот маршруты у них непредсказуемы, когда прочесывают местность, заглядывают в каждый угол.

  • Нельзя забывать и об инфицированных, у которых тоже есть свое поведение в зависимости от эволюции грибка в их мозгу. В основном это «бегуны» и «щелкуны». Бегуны недавно заразились, у них все еще есть зрение, и их можно узнать, потому что они немного похожи на новых зомби из фильмов и игр: глупые, но быстрые, когда замечают вас. Вероятно, это наименее опасный враг, так как если они поймают нас в борьбе, то вы сможете отразить их атаку и убить в бою. Обычно появляются в большом количестве.
  • Щелкуны —слепы, а это значит, что вы можете стоять рядом с ними, не опасаясь быть обнаруженным. Их легко узнать по выпуклостям на голове и неприятному шуму, который они издают: говорят, что они обнаруживают препятствия по эху. В обмен на слепоту они слышат звук лучше, чем кто-либо другой, и если с каким-либо другим врагом вам придется идти, пригнувшись, чтобы иметь шанс застать их врасплох сзади, то с щелкунами вы должны продвигаться очень медленно, едва наклоняя аналоговый стик.

Щелкуны способны убить Джоэла одним укусом, и сражаться с ними врукопашную невозможно, кроме как холодным или тупым оружием. Ситуация еще больше усложняется тем, что их нельзя придушить. Если вы хотите тихой смерти, вам придется использовать заточку, которую можно изготовить из найденных ресурсов. Лучший способ прикончить этих существ раз и навсегда — выстрел в голову из крупнокалиберного оружия, когда они отвлеклись, но вы рискуете привлечь к себе целую группу, а это действительно смертельно.

Naughty Dog поступила очень умно, разместив в игровых локациях мебель и другие предметы для «игры в прятки» с различными типами врагов. Несколько типов зараженных в одной комнате означают, что вам придется избегать тех, кто может вас увидеть, и в то же время избегать резких движений, чтобы не активировать «грибовидных».

Это очень напоминает то напряжение в Silent Hill, когда нужно прокрадываться мимо монстров. А в The Last of Us это делается с помощью очень адаптированного к такому типу геймплея управления, которое сознательно идет в ущерб действию — отклонение при прицеливании, низкая живучесть, прямо смертельные атаки и тд. Это игра, которая избавляет вас от привычки вести открытую войну против противников, будь то зараженные или люди. Давно уже три врага в комнате не создавали для нас столько проблем.

Хорошо, что бороться с ними можно и подручными средствами, которые можно создать, используя систему крафта. Можно найти множество основных компонентов, таких как лента, лезвия, ткань, взрывчатка, алкоголь и сахар. С двумя предметами вы получаете все: от аптечек до заточек, и есть альтернативы с теми же ингредиентами: спирт + ткань = коктейль Молотова; лезвие + взрывчатка = бомба, которая ампутирует конечности тому, кто окажется достаточно близко; а взрывчатка + сахар = дымовая шашка, чтобы временно ослепить преследователей. Даже обычную биту можно превратить в нечто более эффективное, добавив к ней нож. Единственное, что стоит учитывать, что любой клинок имеет предел прочности и в результате использования может сломаться – эта деталь тоже напоминает о Silent Hill и Resident Evil. 

Именно такому типу оружия за время игры ты уделяешь особое внимание, порой обходясь без огнестрела, хотя разновидностей их тоже предостаточно: пистолет разного калибра, огнемет, винтовка, дробовик и тд. Но почему это так? На самом деле, разработчики намерено сделали все, чтобы вы продумывали каждый свой шаг, дабы не потерять драгоценное здоровье. Вы можете использовать найденный кирпич или бутылку для отвлечения своих врагов, а после, когда толпа прибежит на шум использовать созданную бомбу или коктейль Молотова. Примерно к такой тактике в конечном счете нас подталкивает игра. 

Локации полны ресурсов, вам просто нужно их поискать. Вы найдете трофеи, комиксы, сообщения от жителей, дающих информацию о сюжете, и много другой информации, помогающей придать больше драматической атмосферы. Среди предметов, которые также можно найти, помимо компонентов оружия или аптечек, следует выделить три. 

  1. Информационные документы для улучшения знаний Джоэла, которые представляют собой вспомогательные руководства:
    – для улучшения заживления наших повязок; 
    – руководства по изготовлению холодного или огнестрельного оружия, которые повышают уровень владения снаряжением. 
  2. Важными являются и детали, с помощью которых можно улучшить оружие — скорострельность, вместимость, скорость перезарядки, возможность добавить прицелы или другие аксессуары, или создать дополнительную кобуру.
  3. Третьи — это капсулы в форме таблеток или определенных растений, которые при достаточном количестве улучшают такие качества Джоэла, как большая живучесть и скорость изготовления предметов.

На более высоком уровне сложности количество ресурсов и боеприпасов становится скудным. The Last of Us - несложная игра, но и не прогулка по парку. На сложном уровне, а еще лучше, на выживании и отключении всех видов вспомогательных средств, вы не только получаете одну из самых сложных стелс-игр, которые можно найти, но также легко потратите на игру более 20 часов. Она требует терпения и хладнокровия, из-за размера карт вы можете испортить несколько минут игры из-за глупой оплошности, которая заставит вас начинать эту область заново.

Еще одна из интересных вспомогательных фишек в The Last of Us - способность фокусироваться и «прослушивать». Благодаря ей на определенном расстоянии можно увидеть врагов сквозь стены и препятствия и построить свои дальнейшие шаги в зависимости от ситуации. Единственная претензия к этому – это слишком четкое изображение врагов: их форма, движение… Можно было сделать это в виде просто светящегося пятна и не упрощать так сильно задачу. Хотя эту функцию можно отключить, но тогда сложность возрастает на несколько пунктов. 

Теперь стоит отметить то, как Элли и другие ваши компаньоны действуют во время игры. Так как это все-таки одиночная игра, то только вы будете ответственны за свою гибель или жизнь, и вам не удастся просто так отсидеться, дождавшись, когда ваши друзья всех сами уничтожат. Если вы в момент схватки решите спрятаться, то Элли и другие последуют вашему примеру. Но если на вас нападут, то напарник сможет немного помочь вам. Но вот когда на друзей нападают, что бывает не так часто, рядом с ними появляется кольцо здоровья, символизирующее о необходимости вашей помощи. Что точно бесило, так это когда Элли перегораживала проход, или, когда выходит из укрытия, бегает, но при этом ее не замечают. А еще бывают моменты, когда кто-то из персонажей терялся в текстурах - это происходило редко, но глаз цеплялся.

Можно бесконечно долго обсуждать The Last of Us, хвалить графику локаций, уничтоженные города и достопримечательности, леса с аутентичной американской растительностью и многое другое. Но об этом многие не раз уже высказывались. Поэтому хочется похвалить то визуальное зрелище, направленное на создание конкретной, меланхоличной и не очень оптимистичной атмосферы. В ней есть несколько типичных для игр ужасов локаций, и разные временные интервалы для каждой части истории: закаты, ночи, день и ливни, среди прочего. И конечно, полной картинки не получилось бы без звукового сопровождения. Густаво Сантаолалья проделал огромную работу над основной темой, которая звучит в игре адаптированной в соответствии с тоном, который разработчики хотели передать.

Однако во время игры большую часть саундтрека составляют звуковые эффекты, которые играют фундаментальную роль в игровом процессе, поскольку дают подсказки о том, что происходит во время скрытности: шаги, голоса или шум зараженных… Кроме того, были добавлены звуковые подсказки, предупреждающие о враге, что позволяет всегда быть настороже.

Вывод

Триумф Naughty Dog заключается в том, что они взяли известные элементы и привнесли пару собственных фишек, после чего создали собственный бренд. The Last of Us не изобретает новый жанр, и она не существовала бы без творчества других саг прошлого, она сочетает в себе стелс, экшен, драму и дозы ужаса. Сама по себе игра жестокая, в ней есть насилие и реалистичные бои с расчлененкой. Но не это почему-то запоминается, а личности каждого из главных героев, вместе с которыми вы прошли тяжелый путь в этом агрессивном мире. 

Несмотря на вялое, затянутое начало, игра проходится на одном дыхании. Постоянные столкновения иногда выматывают и надоедают, но при этом ты получаешь приятные ощущения каждый раз, когда выходишь из серьезной схватки победителем.

Учитывая, что, спустя больше 10 лет, The Last of Us приобрела массу поклонников, подарила продолжение истории и даже в 2023 году вышла на экраны в виде сериала, можно сказать, что The Last of Us действительно удалась. Поэтому, в эту игру стоит сыграть хотя бы раз, и кто знает, может она и вам понравится, и вы захотите вернуться в нее снова.

Игры из статьи:

The Last of Us (2013) 9.1 9.3

The Last of Us (2013)

Гибрид шутера от третьего лица / стелса / выживания, в котором спустя двадцать лет после вспышки паразитического гриба, который захватывает нервные функции людей, Джоэл, техасец с...

Дата выхода: 14 июня 2013
Добавить в список

Комментарии (0)

Написать комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без капчи и модерации.
3 * 4 - 6 =
×

Поиск материалов